Курсы валют НБРК 23.06.2021
USD: 427.23 RUB: 5.85

Критический уровень монополизации: как Казахстан будет с этим бороться

28.04.2021

Озвучены основные направления нацпроекта по развитию конкуренции

В основных отраслях экономики Казахстана отмечен критический уровень концентрации монополизации. Об этом сообщил первый заместитель председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Рустам Ахметов, передает LS.

Он озвучил результаты антимонопольного анализа, согласно которому в базовых сферах достигнут критический уровень концентрации рыночной власти и моноплизации. В среднем рыночная доля трех крупных игроков превышает 80%.

"Используя доставшуюся им "монопольную ренту", олигополии активно создают условия для повышения цен, при этом нарушается главный принцип конкуренции: большие должны вести себя, как маленькие", – сообщил Ахметов.

Он добавил, что в таких случаях классические антитрастовые методы регулирования в виде антимонопольных расследований представляют всего лишь попытку устранения последствий несовершенства действующей структуры рынка. Поэтому нужно реагировать по принципу ex ante (до наступления события), когда рынок добровольно корректирует свое поведение, чтобы предотвратить возможное нарушение.

В связи с этим в Казахстане разрабатывается нацпроект по развитию конкуренции. Выделены три основных направления, которые из-за длительного влияния государства являются наиболее существенными препятствиями:

Первое: обеспечение доступа к ключевой мощности. Это инфраструктурные объекты в сфере транспорта и связи, например, кабельная канализация, волоконно-оптические линии связи, магистральная железнодорожная сеть. Ограниченный доступ к ним существенно затрудняет развитие новых или масштабирование действующих видов бизнеса.

Второе: искажение ценообразования. Статья 116 Предпринимательского кодекса подразумевает 14 видов ценового регулирования. Государственное ценообразование во многом объективно обосновано, но иногда сдерживает развитие инноваций, конкуренции.

Третье: избирательное покровительство или фаворитизм. Например, создание различного рода единых операторов, частных монополий, назначение так называемых "чемпионов" посредством наделения исключительными или специальными правами.

По указанным направлениям определены наиболее ключевые сферы и проекты.

Примером устранения неконкурентных отношений Ахметов назвал электронную биржевую торговлю, где расширяется линейка товаров, по которым есть риск ограничения доступа. Например, бензин, дизтопливо, авиатопливо, битум, сжиженный газ, электроэнергия, планируется внедрить продажу ломом и отходами черных и цветных металлов.  Спикер отметил, что сам процесс торгов должен быть максимально прозрачным.

Возвращаясь к нацпроекту, Ахметов отметил, что он нацелен на обеспечение здоровой конкурентной среды; разгосударствление в конкурентных отраслях. Это расширение биржевой торговли, сокращение барьеров входа на товарные рынки, сокращение доли субъектов рынка с госучастием, обеспечение равного доступа к мерам господдержки и так далее.

Представитель агентства также перечислил крупные задачи:

Обеспечение недискриминационного доступа на рынки связи

На текущий момент монополизированность данного рынка связана с ограниченностью ресурса и непрозрачностью порядка распределения радиочастотного спектра (РЧС), отсутствием информации о свободной емкости в кабельной канализации, завышенными требованиями при выдачи технических условий на подключение кабельной канализации (по оперативным данным до 90% отказа в Алматы), отсутствием регламентированного порядка доступа к инфраструктуре коммунально-бытового сектора.

В связи с этим предлагается реализовать ряд мер, которые включают реализацию РЧС через аукцион для внедрения 5G до конца 2021 года.

В результате предполагается появление нового мобильного оператора "Транстелеком" с действующей базой 300 тыс. абонентов, проживающих вдоль железных дорог. Это должно снизить долю доминирующих операторов связи примерно на 1,2% к 2025 году. Доля самой компании может достичь 4,8% в зависимости от факторов.

Снятие барьеров на рынках агропромышленного комплекса

Предусматривается снижение пороговых значений для доступа к мерам господдержки АПК. В результате снижения данного критерия сельхозпроизводители в регионах получат доступ к инвестиционным субсидиям малые и средние откормочные площадки, что создаст конкурентную среду.

Обеспечение равного доступа на рынках железнодорожного транспорта

По информации агентства, 99% на рынке занимает "КТЖ-Грузовые перевозки". Поэтому начиная с прошлого года в рамках пилота запущены два частных грузовых перевозчика. В рамках стратегии развития со следующего года "нитки графика" будут разыгрываться на конкурсной основе, будет дан доступ новым частным операторам. Реализацией проекта планируется достичь 30% доли грузовых перевозок частными компаниями.

Также планируется избавить казахстанцев от "коммунального рабства" за счет возможности выбирать поставщика товаров и услуг.

Обеспечение доступа независимых поставщиков к услугам наземного обслуживания в аэропортах (более 2 млн человек в год)

С 1 января 2022 года возобновится пункт статьи, согласно которому при количестве обслуженных пассажиров в аэропорту более 2 млн человек в год эксплуатант аэропорта обязан допустить поставщика услуг наземного обслуживания, оказывающего их на территории аэропорта, для оказания услуг, входящих в наземное обслуживание. Доступ к услугам, входящим в обслуживание на перроне предусматривается минимум двум операторам наземного обслуживания, один из которых независимый.

Предлагается предоставление аэропортом доступа не менее чем к трем услугам наземного обслуживания (входящим в терминальное обслуживание либо обслуживание на перроне) с 2023 года с последующим возрастанием.

Разгосударствление

На текущий момент портфель государства снизился на 17%. При этом создание предприятий с госучастием продолжается.

Для решения вопросы предлагаются сокращение количества государственных операторов и государственных заданий, а также секторальный анализ государственного участия в предпринимательстве.

"В 2020 году на реализацию госзаданий выделено порядка 378,1 млрд. тенге. Нацпроектом планируется обеспечить конкурсный отбор поставщиков, сократив количество государственных заданий не менее чем на 25%. Наряду с этим, для ускорения темпов приватизации, предлагается внедрение "секторального подхода" (метод ускоренной приватизации) с учетом административно-территориальной специфики", – пояснил Ахметов.

Сам Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам развития конкуренции" предусматривает 11 направлений:

  • внедрение новых инструментов регулирования цифровой экономики;
  • ограничение деятельности государственных и частных операторов;
  • сокращение государственного участия в предпринимательстве;
  • развитие конкуренции на государственных закупках;
  • обеспечение равного доступа к ключевой мощности;
  • обеспечение равного доступа к мерам государственной поддержки предпринимательства;
  • совершенствование института антимонопольного комплаенса;
  • внедрение оценки воздействия проектов нормативных правовых актов на конкуренцию;
  • внедрение института доверенного лица;
  • исключение барьеров переориентации спроса;
  • иные меры по реализации отдельных мероприятий Национального проекта по развитию конкуренции.

Также в рамках нацпроекта планируются:

  • сокращение неконкурентных закупок;
  • реализация проактивной конкурентной политики с учетом международной практики;
  • внедрение оценки воздействия на конкуренцию проектов нормативных правовых актов;
  • внедрение института доверенного лица;
  • внедрение концепции Open Banking.